суббота, 27 января 2018 г.

Почему православная Церковь не признает апокрифы?


Порой приходится встречать мнение, что Церковь по своему усмотрению включила в состав Нового Завета одни писания, а другие отвергла. Этим непризнанным писаниям – апокрифам – придается большое значение в околооккультной среде, представители которой обвиняют православную Церковь в том, что она, таким образом, скрыла или, по крайней мере, исказила истину. Вдвойне печально слышать это от людей, считающих себя православными.

Сейчас такое время, когда православный человек должен быть религиозно-образованным и не принимать на веру информацию из первого попавшегося источника, даже если она представляется очень интересной и новой, не терять критического подхода. Это важно при изучении любых явлений и, особенно, религии, поскольку от корректности ее изучения зависит вечная участь человека. Не потому, что он будет судим за наличие или отсутствие знаний, а потому, что эти знания формируют образ мыслей, который, в свою очередь, формирует деятельность. Как пишет святитель Игнатий, ошибочные знания вызывают ошибочные действия.

Чтобы понять, почему Церковь не признала апокрифы, нужно посмотреть, как распространялось христианство. Апостолы, приходя в какое-либо языческое селение или город, РАССКАЗЫВАЛИ его жителям о Христе, крестили их и учили основам веры, объясняли, в чем состоит христианская жизнь. Никаких писаний Нового Завета - Евангелий и апостольских посланий - не было в течении первых десятилетий после Вознесения Христа, они появлялись постепенно в течении первого века. То есть христианство распространялось устно, в форме устного Предания. Появляющиеся впоследствии новозаветные писания объясняли возникающие в христианской среде вопросы, описывали основы и суть христианства, но не являлись детальной инструкцией. Скорее их можно назвать конспектом, который невозможно понять вне контекста всего Предания. Христианство, таким образом, не ограничивается Священным Писанием в том смысле, что если чего-то нет в Писании, то этого не должно быть и в христианстве. Протестантский принцип «все по Писанию» на самом деле практически уничтожил христианство, оставив от него лишь очертания.

Священное Предание – это то, как понимали Евангелие апостолы, это само христианство. В течение первых столетий оно записывалось все более и более подробно, вначале учениками апостолов – "мужами апостольскими"[1], - а затем их преемниками. Если мы возьмем Евангелия, апостольские послания, писания апостольских учеников I и II века, писания святых, живших в III, IV, V и последующие века до наших дней, мы увидим ЕДИНОЕ УЧЕНИЕ. Писания святых первых веков учат тому же, что и писания святых XIX и XX века и излагают то самое учение, проповедуют ту самую религию, которую принес на Землю Христос.

Теперь представим, что в какой-то пещере нашли древний свиток, называющийся Евангелием от Иуды, и который совершенно по-другому излагает евангельские события, например, что Иуда совершил геройский поступок или что Христос вообще не умирал. Далее находятся люди, начинающие укорять православие в том, что оно не хочет признать этот текст каноническим и вообще не обращает на него никакого внимания. Но если посмотреть писания святых, начиная с первого века, можно легко заметить, что ничего подобного там не содержится, т.е. христиане никогда так не верили. Поэтому в этих вопросах и не возможны никакие революционные открытия. Секты и ереси существовали всегда и у них также были свои тексты, на которые они опирались, но их древность и наименования этих текстов Евангелиями не придает им никакой ценности в глазах христиан, кроме научного интереса.


[1] К числу апостольских мужей относят: апостола Варнаву, Климента Римского, Дионисия Ареопагита, Игнатия Антиохийского (Богоносца), Поликарпа Смирнского, Папия Иерапольского, Ерму.

1 комментарий:

  1. Многая лета , личному составу Обители Бабаевской Свято - Николаевской .

    ОтветитьУдалить