понедельник, 29 января 2018 г.

Что значит и как научиться жить по заповедям?




Значение заповедей

Для наследия Царства Небесного человек должен иметь правую веру, свидетельствуемую жизнью по заповедям[1]. Такая вера называется живой в отличие от другой веры, мертвой, заключающейся в формальной принадлежности к православию и сопровождающейся вполне светской жизнью. Приходя к Богу в таинстве Крещения, человек заключает с Ним завет: обещает – сам, если он взрослый, или через восприемников (крестных родителей), если он младенец – отныне жить по Евангелию, а Господь посылает ему благодать для новой жизни во Христе, преобразует его из ветхого в нового и дает ему в наследие вечную жизнь. Каждый новокрещеный, осознает он это или нет, отрицаясь сатаны и сочетаясь Христу — что называется обетами крещения — обещает Богу удаляться греха и исполнять все заповеди. Нарушение заповедей расторгает этот завет и делает его худшим, чем идолопоклонники, поскольку, в отличие от них, он имел силу для новой жизни, но пренебрег ею. По словам прп. Симеона Нового Богослова, не живущим по-христиански: «лучше не носить имени верующих во Христа или, лучше сказать, … не родиться… потому что, родясь между христианами и не имея в себе ничего христианского, они большему подвергнуться мучению, нежели нечестивые»[2].

Важно понимать, что Царствие Небесное, начатки которого каждому верующему необходимо ощутить еще здесь[3], становится нашим достоянием единственно за веру, а не за дела, но веру, как было сказано выше, живую. Дело в том, что дела, какие бы великие и праведные они ни были, не в силах доставить человеку спасение. В противном случае Господу не нужно было бы воплощаться и быть распятым за человечество. Это можно уподобить тому, как если бы некий царь, проезжая, увидел лежащего у дороги грязного нищего, пьяного и избитого, пожалел его и захотел, взяв его во дворец, включить в свою свиту. Но перед этим, царь поставил бы ему условие: если хочешь жить во дворце, оставь прежние порочные навыки и отныне поступай так, как подобает поступать занимающим такое высокое положение. Даже если этот нищий полностью изменится и станет другим человеком, все равно нельзя сказать, что он попал в царскую свиту благодаря своей исправной жизни. Он не заработал свое новое положение делами, потому что в его основе находится только одна вещь – милость царя, а исправность рассматриваемого нами человека – лишь условие сохранения этой милости.

Милость царя и взятие во дворец – таинство Крещения, в котором человек облекается во Христа, получает дар Духа Святого и спасение, не за дела, а по вере и в силу крестных страданий Господа Иисуса Христа. Исправление нрава – жизнь по заповедям, чем сохраняется полученное даром усыновление Богу.

Заповеди являются не просто абстрактными благочестивыми правилами, а свойствами Божиими[4]. Исполняющий их, возвращает и сохраняет утраченное богоподобие, а нарушитель уподобляется противнику Бога – дьяволу, приобретая его нравственные качества. В этом и заключается посмертный суд над человеком: кому во время земной жизни он больше уподобился, кого он больше любил: Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24).

Евангельские заповеди естественны душе, потому что она - христианка по природе[5]. Соблюдая их, человек действует сообразно с естеством, а нарушая, повреждается, поступая противоестественно[6]. Также по слову прп. Филофея Синайского «все Божественные заповеди полагают законы для троечастности души (т.е. раздражительной, желательной и мысленной сил – авт.), и делают ее здравою посредством того, что повелевают»[7].

Если проследить за изречениями святых отцов, кратко описывающих путь спасения, можно заметить, что часто они указывают на делания, соответствующие трем силам души. Например, любовь, воздержание и молитва  - прп. Максим Исповедник[8], или, пост, молитва, милостыня – прп. Симеон Новый Богослов[9].

Жизнь по заповедям – суть христианского пути «самосовершенствования». По слову святителя Игнатия Брянчанинова: «Все духовное преуспеяние заключается в том, чтоб сердце, отрекшись переменчивых, бестолковых законов, — правильнее, — беззакония своей воли, приняло законы Евангелия, всюду подчинялось им».

Ошибочным является отношение к Евангельским заповедям, как к советам, весьма желательным, но не обязательным для исполнения. Заповедь на то и заповедь, что она необходима к исполнению и Давший ее потребует отчета у того, кому она дана. «Евангелие есть учение Христово. Учение Христово, как учение Божие, есть закон. Точное исполнение закона, изреченного Богом, Творцом и Искупителем, есть непременный долг искупленных созданий. Небрежение об изучении и исполнении закона есть отвержение Законодателя» - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов)[10].

Даже если некоторые заповеди сформулированы, как может показаться на первый взгляд, не в категоричной форме, например «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5. 1), это не отменяет их обязательности. Очевидно, что, не смотря на мягкость изложения, нарушитель этой заповеди наследует противоположное Царству Небесному место.

Христианин обязан исполнять не отдельные заповеди, кажущиеся ему более приемлемыми, а абсолютно все. Иначе душа, по словам преподобного Исаака Сирина, не сможет вернуть себе здравие. Как говорит тот же святой, если бы какие из заповедей были не обязательны, не было бы и нужды их давать[11].

Прп. Симеон: «Если кто станет говорить, что никто не может исполнить всех заповедей, то да ведает он, что ложно клевещет на Бога, будто Он заповедал нам невозможное… он почитает Бога лжецом, обманщиком и завистливым. Лжецом, потому что, когда Господь сказал: иго Мое благо и бремя Мое легко есть, он не только говорит, что оно не легко, но еще утверждает, что оно даже не подъятно; обманщиком и завистливым — потому что, сошедши на землю, наобещал нам многое, но дать ничего не хочет, а завидует спасению нашему, почему заповедал нам соблюдать и делать дела невозможные, чтоб мы не могли их исполнить, и Он имел будто благословный предлог лишить нас тех благ, какие обещал. Но горе говорящим таковое, если не покаются! Владыка наш Христос ничего не заповедал нам тяжкого и неудобоисполнимого, но все заповеди Его удобны и легки»[12].

Где можно узнать заповеди?

Многие считают нарушением заповедей только грубые грехи, но такой взгляд является не христианским. Преподобный Ефрем Сирин: «Поскольку душа несравненно выше тела, постольку и душевные добродетели особенно богоименные и богоподражательные, выше добродетелей телесных и душевные пороки тяжелые и пагубнее телесных, хотя не знаю, почему ускользает сие от разумных многих. Пьянства, блуда, воровства и близких к сим пороков (как таких, которых многие остерегаются и боятся) избегают: но равнодушно смотрят на пороки гораздо важнейшие, как душевные – зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол – сребролюбие»[13].

Большинство людей далеких от Церкви имеют поверхностное представление о заповедях, находящееся на уровне «не убей, не укради». И, поскольку, многие из них не являются уголовниками-рецидивистами, то считают, что их жизнь течет в обычном - «как у всех» - русле. Если в силу каких-то обстоятельств такой человек попадает на исповедь, он не знает в чем нужно каяться, поскольку он «не убивал» и «не воровал».  Понимая, что все-таки нужно что-то сказать, исповедь превращается в разговор по душам со священником или рассказ о своей жизни.

Где можно узнать заповеди? Не смотря на простоту вопроса, практика показывает, что ответ на него не так очевиден. Распространенным мнением является, что заповеди состоят из 10 ветхозаветных плюс евангельские «Блаженства». И хотя это описывает строй христианской жизни, все же, оставляет в нем ряд пустот. К этому списку кто-то может добавить «не суди», «подставь другую щеку» и «возлюби ближнего, как самого себя». Если с ветхозаветными заповедями все более-менее понятно, то «Блаженства» и способ их исполнения могут вызывать недопонимание, и, как следствие, оставление этих «Блаженств» до лучших времен, которые могут никогда и не наступить. Хорошо, если человек знает, что основные заповеди по которым должен жить христианин, находятся в Нагорной проповеди Спасителя, в Евангелии от Матфея с 5 по 7 главу.

Между тем святые отцы считали Евангелием вообще весь Новый Завет и не ограничивали заповеди даже Нагорной проповедью. В их понимании все новозаветное Писание, как жемчугом, испещрено заповедями: повелениями Спасителя и объяснением этих повелений апостолами. Поэтому, например, слова Христовы «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими» (Лк. 21. 34), или «Глаголю же вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12. 36), или «Подобает всегда молитися и не стужати си» (Лк. 18. 1) тоже являются заповедями. «Весте, яко князи язык господствуют ими, и велиции обладают ими. Не тако же будет в вас: но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга; И, иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб» (Мф. 20. 25). «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем…» (Мф. 11. 28). И так далее…

«Весь Новый Завет может быть назван Евангелием, как содержащий одно евангельское учение. Впрочем, новоначальный должен сперва изучать заповеди Господа в Евангелиях от Матфея и Луки. От изучения заповедей в сих Евангелистах, при исполнении заповедей делами, и прочие Писания, из которых состоит Новый Завет, сделаются удобопонятнее. При чтении Евангелистов должно читать и Благовестник, то есть, объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом болгарским. Чтение Благовестника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия, и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые Отцы, а отнюдь не произвольно»[14].

Поскольку Новый Завет был написан апостолами, святые отцы относились к их посланиям, как к продолжению Евангелия и наставления апостолов почитали как заповедь самого Христа[15]. Новозаветное Писание содержит одно Евангельское учение. Касательно христианской нравственности оно лаконично изложено апостолами в Евангелиях и, ими же, более детально разъяснено в посланиях.  Поэтому, например, заповедями являются и следующие апостольские слова:

«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2. 23-24).

«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (2 Сол. 5. 15-22).

«Аще кто мнится верен быти в вас и не обуздавает языка своего, но лстит сердце свое, сего суетна есть вера» (Иак. 1. 26).

«В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением» (Кол. 4. 2).

«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6. 2).

«Да будет украшением вашим… сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3. 3).

«Имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем» (1 Тим. 6. 8).

«Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4. 12).

«А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.  К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6. 4-7).

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф. 5. 3-6).

Этот список легко продолжить, внимательно читая Евангелие и Апостол и подмечая или выписывая слова, описывающие, какой должна быть жизнь христианина.

Как научиться жить по заповедям?

Чтобы легче понять и усвоить заповеди, святитель Игнатий советует читать Новый Завет после молитвенного правила, когда ум получает большую легкость и просвещение от Бога: «Вселение Господа в сердце — плод любви; любовь — плод хранения заповедей; хранение заповедей — плод знания их; знание их приобретается чтением Евангелия и молитвою... От молитвы возсиявает при чтении просветление»[16]. Прп. Исаак Сирин формулирует это так: «Чтение помогает душе, когда станет на молитву; и также: душа молитвою просвещается в чтении»[17].

Лицу, обратившемуся к святителю Игнатию за советом, он говорит, что духовная школа  - семинария и академия - дала ему «скелет правильный, твердый, но сухой и безжизненный… Ваше дело – навести красоту, дать плоть костяку и оживить новое тело духом. Для этого нужно постоянное упражнение в чтении Слова Божия, молитва и жизнь по заповедям Божиим. Молитва оплодотворяет упражнение в Слове Божием, и плод будет состоять в познании заповедей Божиих. Прочитайте св. Матфея и старайтесь жить по заповедям, изложенным в пятой, шестой и седьмой главах. Эта жизнь простенькая. Апостол Павел велит узнавать, что есть воля Божия, благая и совершенная, и этим отсылает нас к начальным страницам Нового Завета, к св. Матфею, которого книга недаром занимает в нашем новозаветном каноне первое место»[18].

Не достаточно один или несколько раз прочитать Новый Завет и жить, полагаясь на свою совесть. Как пишет преподобный Исаак Сирин: «Пока человек не приимет Утешителя, потребны ему Божественные Писания для того, чтобы памятование доброго напечатлевалось в мысли его, и непрестанным чтением обновлялось в нем устремление к добру, и охраняло душу его от тонкости греховных путей: потому что не приобрел он еще силы Духа, которая удаляет заблуждение».

Чтобы исполнять заповеди, нужно не просто знать их, но и постоянно содержать в уме: «Поучайся непрестанно в словесах божественных; ибо трудолюбное в сем упражнение истребляет страсти»[19]. «Постарайся, - повторяет святитель Игнатий слова преподобного Серафима Саровского - чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем, тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия»[20].

В Слове о молитве Иисусовой Святитель Игнатий делает очень важный акцент: «непрестанно должно наблюдать, чтоб ум и сердце пребывали в воле Иисусовой и следовали Его святым велениям, чтоб плотское мудрование не вытеснило какою злохитростью мудрования духовного, чтоб не увлечься каким-либо разгорячением крови» [21]. Т.е. человек, подвизающийся без евангельского образа мыслей, никогда не стяжет непрестанной молитвы и не приобретет никаких благодатных плодов. Хуже: он может пожать ложные плоды - самомнение, своеволие, прелесть. Если заповеди забыты или искаженно поняты, жизнь христианина становится пустой и не христианской.

Святитель Игнатий отмечает три этапа на пути исполнения заповедей. 1. Необходимо привести в порядок тело, чтобы оно не сообщало душе дебелость, не возмущалось нечистыми стремлениями. Нужно соделать его легким, способным к духовной деятельности. 2. Нужно обратится к уму, выправить его образ мыслей, очищая его от мыслей, усвоившихся нам по падении, заменяя их мыслями обновленного естества человеческого, изображенного в Евангелии. 3. С исправлением ума необходимо  позаботиться об исправлении сердца, об изменении его навыков и ощущений[22]. Очистить сердце труднее, нежели очистить ум, который, по словам прп. Исаака, как быстро очищается, так быстро и оскверняется, а сердце, наоборот, медленно очищается и медленно оскверняется[23]. Из того, что ум быстро теряет чистоту следует, что ее нужно непрестанно охранять удалением от развлечения - начала всех зол для инока[24]  - и поддерживать чтением и молитвой.

По словам святителя Игнатия, христианская аскеза предназначена именно для того, чтобы поставить человека на путь заповедей: «Душа, не возделанная евангельскими заповедями, и тело, не возделанное трудами благочестия, не способны быть храмом Божественной благодати, храмом Святого Духа. Сущность подвига заключается в исполнении заповедей. Не обуздывающий своего тела трудами, постом, бдением, молитвенными стояниями и потому предоставляющий господствовать в себе плотскому мудрованию, питающий и поддерживающий в себе страсти, не возможет соделаться исполнителем заповедей»[25].

Цель христианской жизни

Евангелие определяет земную жизнь как борьбу с целью достижения блаженной вечности: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11,12); Подвизайтесь войти сквозь тесные врата... (Лк.13,24) [26]. После крещения Господь возлагает на всякого христианина обязанность хранить и умножать полученный дар Духа Святого посредством посильного подвига. Преподобный Марк Подвижник говорит, что «подвиги не суть что-либо особое от заповедей. Они суть заповеди». Молитву, низложение помыслов, пост, бдение и прочие дела добродетели он относит к заповедям[27]. А конечной целью подвижничества по слову прп. Иоанна Кассиана Римлянина является чистота сердца[28] или, что то же, святость, которую Бог ждет от всякого верующего: Святи будите, яко Аз свят есмь  (Лев.19,2), Сия бо есть воля Божия – святость ваша (1 Сол. 4. 3). Таким образом, каждый христианин, а не только монах, обязан быть аскетом и стремиться к святости. Говорит святой Иоанн Кронштадтский: «Не благонадежный, не истинный тот христианин, который не хочет, не надеется и не старается быть святым, - как не благонадежен и тот воин, который не хочет, не надеется и не старается быть победителем. Мы все, возлюбленные братья, можем и должны быть святыми! – не своею силою и заслугами пред Богом, - нет, - а силою благодати Божией»[29]. Под стремлением к святости здесь нужно понимать не желание попасть в святцы после смерти, а обновление в себе образа и подобия Божиих, стяжания Духа Святого через соблюдение Евангельских заповедей.

Правильное устроение, по мысли святых отцов, состоит в том, чтобы перед всяким делом мы спрашивали себя, угодно ли оно Богу, не противоречит ли оно заповедям?

Рассуждая об истинной цели христианской жизни, святитель Феофан Затворник пишет: «Как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни, всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь. Это положение всем ведомо, и толковать об нем нечего, хоть о нем меньше всего помнят на деле. Но поставьте Вы себе законом для жизни Вашей всеми силами преследовать эту цель - сами увидите, какой свет разольется оттого на временное Ваше на земле пребывание и на дела Ваши. Первое, что откроется, будет убеждение, что, следовательно, все здесь есть только средства для другой жизни. Относительно же средств один закон: употреблять их и пользоваться ими так, чтоб они вели к цели, а не отклоняли от нее и не поперечили ей… Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба или – по-прогрессистски - для того, чтоб сделать и свой вклад в недра человечества, надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет… Во всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что хочет Бог, чтоб мы сделали. А чего Он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей. Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сами обидели кого? Спешите испросить прощение и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать? Работайте - и прочее, и прочее, и прочее. Если, все это обсудивши, положите Вы так во всех случаях действовать, чтоб дела Ваши угодны были Богу, быв совершаемыми неуклонно по заповедям, то все задачи относительно Вашей жизни решатся этим полно и удовлетворительно. Цель - блаженная жизнь за гробом; средства - дела по заповедям, исполнения которых требуют все случаи жизни»[30].

«Ничего не мысли, не желай, не говори, не предпринимай, не делай, на что нет повеления или указания в Священном Писании. Только оно ведет к животу истинному» - Св. Иоанн Кронштадтский.

Невозможно стяжать  такое устроение и находиться в нем, если оказывается сознательное пренебрежение какой-либо заповеди. Сознательно пренебрегать повелением Господним — значит сознательно грешить. Как говорит прп. Исаак, «Душе быть доступною страстям – полезно для уязвления совести; пребывать же в страстях – дерзко и бесстыдно»[31].

Основная проблема современного православия

Заповеди ведут к святости, но, взглянув на себя и на христианское общество, мы, к величайшему сожалению, ее не увидим. В чем же причина? В том, что христиане практически не обращают внимания на Евангельские заповеди, исполнять которые они обещали в обетах крещения, а живут, скорее, по дясятословию Моисея: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй… Это может быть названо основной проблемой современного православия, ведущей к его закату, а жизнь православных к теплохладности и нечувствию. Свт. Игнатий: «Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его»[43]. Еще в XVIII веке святитель Тихон Задонский писал: «Ныне почти нет истинного благочестия, ныне — одно лицемерство» [44]. Про ветхозаветную же праведность Господь сказал так: «Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5. 20).

Христиане всегда опасались, чтоб какая-либо ересь не вторглась в Церковь и не изменила хранимого ею богооткровенного учения, но если кто считает, что не все заповеди обязательны, что «время сейчас не то» – он уже находится в ужасной ереси. Как сказал преподобный Варсануфий Великий, «всякий, кто не хранит заповедей Христовых от сердца, есть уже еретик». Святитель Игнатий пишет: «К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым и дозволяет христианам жительство языческое. Это учение, которое по наружности кажется как бы не враждебным христианству, в сущности вполне враждебно ему: оно — отречение от Христа. Сам Господь сказал: «И тогда объявлю им (признающим устами Господа, а делами противоречащим Его воле): Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 21, 23). Вера может быть живою только при делах веры; без них она мертва (Иак. 2, 26)» [45].

Именно эта малоосознаваемая ересь, уничтожающая православие изнутри, станет причиной кончины мира, когда, по словам преподобного Силуана Афонского, земля перестанет рождать святых[46]. Христиане обязаны руководствоваться не общечеловеческой, а евангельской нравственностью, отсутствие которой не заменит никакое миссионерское и социальное служение. Без жизни по Евангелию эти служения могут выродиться в лицемерие и PR. Не исполняющий заповеди, если спасет мир и живущих в мире, то и тогда, по словам прп. Симеона, будет чужд Богу и далек от овец Его[47]. Многие хотят изменить мир к лучшему посредством борьбы с чем-то внешним, подчас отвергая не только кротость, но и само приличие, а не путем, описанным Евангелием и святыми отцами: изменением себя. Невдомек таким защитникам веры, что, устраивая свары и оскорбляя оппонентов, они только отпугивают людей от православия, давая ложный повод думать, будто в таком поведении виновато христианство. Но оно учит совершенно противоположному: Кротость ваша да будет известна всем человекам (Флп. 4. 5). Если бы мы жили так, как заповедал Христос, нам не понадобились бы никакие акции, весь мир и так стал бы христианским, следуя нашему примеру и желая стать таким, как мы. По этому поводу хочется еще и еще раз вспомнить наставление преподобного Серафима Саровского: «Радость моя, стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».




[1] Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Слово 18.
[2] Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Слово 28.
[3] «Кто не наслаждается здесь плодами Духа, тот не может сподобиться наслаждения ими и там» Илия Екдик, преподобный. Цветособрание. Гл. 208 // Добротолюбие. Т. 3.
[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чтении Евангелия // Аскетические опыты. Т.1.
[5] Тертуллиан. Апология. Глава 17.
[6] Поведал авва Евагрий: «Спросил меня сосуд избранный, старец Макарий Египетский: "По какой причине мы, когда помним оскорбления, нанесенные нам человеками, то памятствованием этим уничтожаем крепость души; когда же помним оскорбления, нанесенные нам бесами, то памятствованием этим охраняем наши души?" Недоумевая, что отвечать, я просил у него объяснения. "По той причине, — отвечал он,— что первое противоестественно душе, а второе естественно"». Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. Авва Евагрий.
[7] Филофей Синайский, преподобный. 40 глав о трезвении // Добротолюбие. [в 5 т.] Т. 3.
[8] Максим Исповедник, преподобный. Слово подвижническое, в вопросах и ответах // Добротолюбие. [в 5 т.] Т. 3.
[9] Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Слово 17.
[10] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу // Аскетические опыты. Т.1.
[11] Исаак Сирин, преподобный. Слова Подвижнические. Слово 55.
[12] Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Слово 57.
[13] Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма Валаамского старца.
[14] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. О чтении Евангелия и отеческих писаний.
[15] «Сидя в келье своей, терпеливо пребывай в молитве в исполнении заповеди Апостола Павла (Рим. 12, 12; Кол. 4, 2). Собери ум свой в сердце, и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря: Господи Иисусе Христе помилуй мя!» (Прп. Григорий Синаит. Добротолюбие, т.5.)
[16] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма. Т. 1. К инокине, имя которой скрыто за инициалами Н. Д.
[17] Исаак Сирин, преподобный. Слова Подвижнические. Слово 56.
[18] Леонид (Краснопевков), архиепископ. Воспоминания о святителе Игнатии (Брянчанинове) // Отец современного иночества.
[19] Авва Фаласий. Добротолюбие. Т. 3.
[20] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чтении Евангелия // Аскетические опыты. Т.1.
[21] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о молитве Иисусовой. // Аскетические опыты. Т.2.
[22] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма. Т.2. Письма из Николо-Бабаевского монастыря. Письмо 30.
[23] Исаак Сирин, преподобный. Слова Подвижнические. Слово 4.
[24] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма.
[25] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отношение христианина к страстям его. // Аскетические опыты. Т.1.
[26] См.: Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Введение. С-Пб. 1907.
[27] Марк Подвижник, преподобный // Добротолюбие. [в 5 т.] Т. 1.
[28] Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный // Добротолюбие. Т. 2.
[29] Вениамин (Федченков), митрополит. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб. С. 339.
[30] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Глава 16.
[31] Исаак Сирин, преподобный. Слова Подвижнические. Слово 58.
[43] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма. Т.1. Письма Михаилу Чихачеву. Письмо 47.
[44] Тихон Задонский, святитель // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник.
[45] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь. Понятие о ереси и расколе.
[46] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский.
[47] Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3. Гимн 33.

Комментариев нет:

Отправить комментарий